Магазин элитной бижутерии, винтажных украшений и декоративных подушек-FLORILEGE

067 994 00 33

063 254 30 40

Пн-Сб: 10.00-19.00

Блеск и нищета куртизанки Паивы или прозаическая история Золушки

 

Гуляя по Елисейским полям, непросто разглядеть за яркими вывесками и витринами бутиков небольшой особняк, бывший в XIX в. центром светской жизни Парижа.

 

Двухэтажное здание с пышными лепными украшениями в стиле нео-ренессанс было построено в 1866 году для известной светской львицы маркизы де Паивы. Несколькими годами ранее она заявила своему другу, поэту Теофилю Готье: «Я хочу иметь самый красивый особняк в Париже». Пожелание амбициозной дивы исполнил архитектор Пьер Мангэн, современник легендарного Шарля Гарнье, автора Парижского оперного театра.



История триумфального восхождения знаменитой авантюристки заслуживает целого романа.



Родилась Эстер Лахман (именно так звали будущую маркизу) в 1819 г. в Москве, в семье бедного еврейского портного. В 16 лет обладательница роскошной рыжей шевелюры уже вовсю использует свое роковое обаяние и активно развивает уличную карьеру, выбирая при этом только молодых и красивых мужчин (по легенде она избегала старых и плохо сложенных клиентов, чтобы не сглазить свою красоту и здоровье).

 


 
Невероятные амбиции и желание любой ценой уйти от нищеты приводят ее в Париж, где в стремлении изменить жизнь она берет новое имя – Тереза и знакомится с музыкантом Анри Хертцем. Талантливый пианист, обаятельный мечтатель, а главное – богатый и щедрый, он вводит ее в среду известных артистов, писателей, художников. Вскоре, авантюристка становится частью богемного мира Парижа, в числе ее друзей – Франц Лист, Рихард Вагнер, Теофиль Готье…



Но как только Анри начинает испытывать финансовые трудности, чувства его подруги заметно охладевают (снова проявляется ее влечение к успешным мужчинам), и она отправляется совершенствовать мастерство соблазна в высших кругах Парижа и Лондона. Молодая и красивая искусительница уверенно заявляет: «Если без труда нет плода, то мне самые отборные плоды падают прямо в руки!». И правда, среди ее новых завоеваний – влиятельный лорд Стенли, о котором будет вполне достаточным сказать, что он трижды (!) был премьер-министром Великобритании, герцоги де Гиш и де Грамон.… И, наконец, португальский аристократ, маркиз де Паива, совсем потерявший от любви голову.



У Терезы уже были деньги, много денег, теперь ей было нужно имя и титул. Доведя влюбленного маркиза до исступления, она ловко подвела его к единственной возможности обладать ею – женитьбе. Но после первой брачной ночи из уст новоиспеченной маркизы прозвучала исполненная холодного цинизма фраза: «Мы в расчете, каждый получил то, что хотел: вы – меня, я – имя», после чего несчастный португалец был отправлен в отставку и через несколько лет застрелился.



Новым избранником Паивы стал 25-летний красавец-аристократ из Германии, граф Гвидо Хенкель фон Доннерсмарк. Брак с ним оказался настоящим джек-потом для уже немолодой куртизанки: помимо сказочного состояния и титула графини (а это – уже ступень повыше маркизы!) промышленный магнат подарил своей возлюбленной родство с самим «железным канцлером» Отто фон Бисмарком, кузеном которого он был. Ни разница в возрасте (Паива была старше своего супруга на 11 лет), ни протесты его семьи не помешали чарам опытной соблазнительницы, уже усвоившей нехитрую житейскую мудрость о том, что настоящая женщина всегда должна немного сопротивляться...

 



Имея обширную практику искушения мужских сердец, Тереза избрала слегка трудоемкий, но безотказный способ: она соблазняла мужчину именно так, как ему хотелось бы. Немного терпения и усилий были с лихвой вознаграждены: красавец Гвидо кипел и бурлил! Он был Львом по гороскопу, и эта львиная страстность, в сочетании с гордыней и прусской методичностью, умноженная на юношеский максималистский пыл вынуждала его всенепременно достигать поставленной цели. Терезе лишь только оставалось делать эту цель желанной и умело направлять свою «жертву» в нужное ей русло...

 

Итак, Паива пробудила в графе аппетит – он без ума от этой женщины, и тратит на нее огромные суммы. Именно фон Доннерсмарк финансировал строительство беспрецедентного по роскоши особняка на Елисейских полях, а также подарил Терезе старинный замок в городке Поншартрен под Парижем.

 

Став частью немецкой императорской семьи, Тереза пыталась реализовать свои политические амбиции посредством налаживания связей с французским правительством. Однако накануне начала франко-прусской войны в 1870 г. чета фон Доннерсмарк была вынуждена покинуть Францию из-за обвинений в шпионаже (по некоторым данным, безосновательных).  

 

Последние годы одной из самых известных куртизанок XIX в. прошли в фамильном замке фон Доннерсмарк в Силезии (ранее – восточная область Пруссии, сейчас – территория современной Польши). Муж Терезы Лахман по-прежнему без памяти любил ее и даже после смерти своей возлюбленной в 1884 г. не захотел расстаться с ней.

 

По легенде вторая супруга графа (кстати, тоже родом из России), ведомая любопытством, обнаружила в тайной комнате замка, в которой Гвидо ежедневно запирался на несколько часов, тело своей предшественницы, забальзамированное в хрустальном саркофаге…

 

Несмотря на свою, казалось бы, праздную жизнь, Тереза Лахман оставила после себя весьма ценное культурное наследие. Ее стремление получать все самое лучшее в сочетании со щедростью и капиталами ее поклонников подарили миру жемчужину архитектуры времен Наполеона III – особняк на Елисейских полях, 25.

 

 



С 1903 г. и по сегодняшний день здание, удостоенное в 1980 г. статуса памятника культуры, принадлежит Британскому клубу путешественников (The Traveller's Club), который с исключительной щепетильностью поддерживает его в идеальном состоянии. Увидеть своими глазами восхитительные интерьеры особняка, практически полностью сохранившие свой изначальный вид, непросто. Экскурсии возможны только в выходные дни, по предварительной записи (на год вперед) и в сопровождении гида. Но, как говорил Генрих IV: «Париж стоит мессы!».

 

Первое, от чего захватывает дух, когда переступаешь порог этого великолепного здания, - округлая лестница из желтого оникса непередаваемой красоты, специально привезенного из Алжира.  Вписанная в восьмиугольник, она освещается бронзовыми светильниками ручной чеканки и соединяет парадную часть особняка с приватной зоной, где располагались апартаменты Паивы. Гостей приветствуют расположенные в нишах между этажами статуи поэтов эпохи Возрождения – Виргилия, Данте и Петрарки, намекая на увлечение хозяйки литературой. Впрочем, согласно современникам маркизы, подобная демонстративность не совсем соответствовала действительности и воспринималась скорее как моветон…

 



В целом, внутреннее убранство особняка глубоко символично, а сама Паива послужила моделью для многих картин и декоративных элементов.

 

Настоящим шедевром можно считать расписной потолок в большой гостиной кисти Пьера Бодри, известного своими работами в Парижской опере. В частности, в сюжете «День, прогоняющий Ночь» художник изобразил куртизанку обнаженной в образе Ночи.   

 

 

На потолке также привлекают внимание расположенные по парам фигуры муз. Известно, что в античной мифологии их было девять. Случайно ли не хватает девятой музы или ее следует видеть в хозяйке дома? Это, скорее всего, так и останется одной из загадок маркизы…

 



В этой же комнате невозможно оторвать глаз от великолепного камина из красного мрамора, украшенного аллегориями Музыки (справа) и Гармонии (слева) работы скульптора Эжена Делапланша. Здесь опять маркиза выступила моделью.

 

 

Забавно, что Паива, обладая не классической красотой, намного менее ревностно относилась к своему телу, вернее к его наготе, чем к лицу, и никогда не фотографировалась анфас, что придавало ее образу еще больше загадочности.

 

Во многих местах в особняке встречается изящная монограмма «ПБ» (фр. – PB), символизирующая инициалы маркизы: «П» от Паива, переплетенная с «Б» – Бланш, третьим именем куртизанки, которое она взяла после знакомства с графом фон Доннерсмарком, чтобы своеобразным образом подчеркнуть свою «непорочность» (blanche в пер. с фр. «белый»).

 

Также интерьер изобилует «крылатыми» изречениями на разных языках, в частности на русском: «Мы не любим хорошее, хорошим есть то, что мы любим».  

 

Паива любила принимать друзей и устраивать литературные вечера, на которые приглашались исключительно мужчины (маркиза опасалась конкуренции, но правда и то, что ни одна дама из высшего света не могла допустить свое присутствие в этом доме) в малой гостиной вокруг восхитительного камина из каррарского мрамора.

 

Камин выполнен в духе школы Фонтенбло: два сатира поддерживают портал, на котором возлежат львицы работы талантливого скульптора-анималиста Анри-Альфреда Жакемара, автора легендарных носорогов для Всемирной выставки 1878 г., сегодня расположенных перед входом в музей д'Орсе. Образами львиц проведена аналогия с иерархией в мире куртизанок, где Паива занимала высшую ступень.   

 

   

Мельчайшие детали в особняке маркизы были призваны подчеркнуть достаток его обладательницы, иллюстрируя при этом безупречный вкус и богатое воображение архитектора Пьера Мангэна, а также талант многих выдающихся мастеров тех времен, благодаря чему здание имеет высочайшую историко-культурную ценность (к сожалению, не в пример жилищам большинства современных капиталистов).

 

 

Сегодня, чтобы приобщиться к величественному миру французских салонов XIX в., необязательно совершать путешествие на машине времени и обладать титулом и состоянием. Традиции производства уникальных украшений и предметов интерьера передаются во Франции из поколения в поколение.

 

Как правило, самые оригинальные изделия рождаются в небольших семейных мастерских, которые владеют удивительными секретами и талантом превращать обычные предметы в произведения искусства, радующие при этом своей доступностью. А громкие бренды с космической стоимостью – это уже давно моветон…

 

Отныне частичку культурного наследия Франции можно приобрести в интернет-магазине FLORILEGE www.florilege.com.ua, название которого переводится как «собрание исключительных вещей». Работы лучших мастеров Франции по художественной обработке металла, авторские украшения из муранского стекла, изготовленные по уникальной технологии фьюзинга, гобеленовые подушки и много других замечательных вещей позволят Вам ощутить атмосферу времен маркизы де Паивы.

   

Источник: Les Grandes Horizontales : Vies et Légendes de quatre courtisanes du XIXe siècle. Virginia Rounding. Editions du Rocher,  2005.

Из Франции с любовью!

 

Французы знают, чего хотят женщины и как угодить даже самым требовательным натурам.

 

Одним из секретов покорения женских сердец владеет золотых дел мастер Jean-Marie MENTZ. Выпускник легендарной Парижской Школы изящных искусств, он с легкостью волшебника превращает металл в настоящие произведения искусства.

 

Утонченный вкус и богатое воображение господина Менца в сочетании с безупречным владением традиционными техниками литья, чеканки, гравировки, золочения … (эти техники, кстати, оттачиваются на протяжении 10 лет, прежде чем мастер становится Мастером) рождают удивительные украшения. Сказочные переплетения, оливковые ветви, листья гинкго, облаченные в бронзу и золото, приводят в трепет женщин из разных уголков мира. При этом весь процесс изготовления осуществляется полностью вручную и исключительно самим господином Менцем.

 

Поистине его любовь к своему делу заслуживает не меньшего уважения и похвалы, чем мастерство !

 

В Украине работы Жан-Мари Менца можно приобрести эксклюзивно в интернет-магазине FLORILEGE www.florilege.com.ua, при чем по такой же цене, как и во Франции. Однако там это сделать не просто. Ввиду трудоемкости процесса производства и желания господина Менца единолично создавать каждое изделие, эти украшения представлены в ограниченном количестве.

 

Знакомьтесь – слоеные украшения с острова Мурано!
 
 
 
Длинными осенними вечерами особенно хочется побаловать себя чем-нибудь вкусненьким: солнце, дарящее положительные эмоции, все реже радует своим появлением, и приходится искать ему замену… Но удовольствие от самого сладкого кулинарного изыска очень часто омрачается лишними килограммами, которые остаются после него «в наследство».

 

Неожиданный и невероятно аппетитный, а главное – абсолютно безвредный для фигуры рецепт был придуман в Италии. В его основе – муранское стекло высшего качества. Автор «кушанья» - виртуоз стекольного искусства из г. Чезены Даниэла Полетти.

 

Огромная творческая энергия Даниэлы в сочетании с присущим ей, как настоящей итальянке, богатым эмоциональным миром, рождают в ее кухне-мастерской настоящие шедевры. Со стеклянными пластинами, которые ей доставляются с острова Мурано, Даниэла обращается, как ловкие хозяйки со сдобным тестом: режет на куски, колдует с «начинкой» – камеями из бронзы, сусальным золотом, антикварными монетами, кристаллами Swarovski, укладывает в формы, запекает в печи… Пройдя в прямом смысле огонь и воду, стекло меняется до неузнаваемости: становится непрозрачным, обретает глубину, сложность цвета и причудливую слоистость.

 

Украшения от Даниэлы Полетти имеют неповторимый шарм и завораживают с первого взгляда. Особенно привлекательны ее браслеты: слоеные медальоны сочных оттенков в форме рваного овала, украшенные винтажными фигурками из латуни и соединенные шелковыми лентами. Этот одновременно изысканный и универсальный аксессуар обеспечит его обладательнице восхищенные взгляды и повышенное внимание в любой ситуации, а, следовательно, и отличное настроение!   

 

Мастерство Даниэлы Полетти было официально отмечено почетным званием Maestra Vetraia, то есть «стекольных дел мастер» и получило высокие оценки самых искушенных знатоков – законодателей итальянской моды. В их числе – Джорджио Армани и Франко Москино, которые с удовольствием «приправляют» свои коллекции слоеными украшениями от Даниэлы.

 

Уже более 20 лет ее работы пользуются популярностью по обе стороны Атлантики. Почитатели ее таланта живут в США, Индии, России, на Ближнем востоке… Среди них Джон Кеннеди-младший, купивший однажды в Милане сразу пять больших блюд.

 

В Украине украшения от Даниэлы Полетти можно приобрести эксклюзивно в интернет-магазине Флорилеж, при чем по такой же цене, как и в Италии. Ввиду специфики процесса производства, все изделия являются уникальными и представлены в ограниченном количестве, а некоторые – в единственном экземпляре, что гарантирует Вам уникальность созданного Вами образа.

 

Спешите приобрести понравившиеся Вам украшения и порадовать себя и окружающих безкалорийными «деликатесами» из муранского стекла!